Комарова Ксения Игоревна – учитель русского языка и литературы в Мильковской открытой сменной средней школе. С осени 2023 года Ксения Игоревна является участником Проекта социального воздействия в области образования в Камчатском крае и проходит курсовую подготовку по освоению методик внедрения элементов правовой и финансовой видов грамотности в учебный процесс.
Что было в начале Проекта
В начале Проекта социального воздействия, когда мы только начали погружаться в его содержание, я испытывала определенные сомнения относительно его целей и ожидаемых результатов. Сначала казалось, что все предпосылки были недостаточно ясны, а структура Проекта не четко обозначена. Учителя, администрация школ стали учиться на самых разных курсах, было не совсем понятно, зачем нас направили на это обучение и к чему оно должно привести.
От сомнений к уверенности
Но со временем я заметила, как постепенно все стало на свои места. Ключевые моменты и методики начали проясняться, и я начала осознавать, что наш общий путь к повышению грамотности учеников, развитию навыков проектной деятельности действительно имеет значения. Все это должно вылиться в осознанное построение выпускниками своего будущего через получение интересной профессии, востребованной как в нашем регионе, так и во всей стране.
Мой опыт
Участие в Проекте стало для меня интересным опытом. Очные курсы, проводимые в рамках Проекта, подарили мне множество новых идей и вдохновения. Мы с коллегами не просто обучались, будучи пассивными слушателями, но активно практиковались и делились своими наработками.
Как изменились мои уроки
Использование технологии кейсов на уроках литературы помогло ученикам стать более мотивированными и увидеть за классическими произведениями что-то большее, чем просто школьные задания.
Например, обсуждая правовую грамотность в рамках уроков литературы, мы с учениками подбирали юристов для героев с учетом их жизненных обстоятельств и имеющихся юридических специализаций. Мне удалось не только подчеркнуть значимость ситуаций, которые описаны в классических произведениях, для дальнейшей жизни учеников, но и создать возможности для развития их навыков в правовом поле. И разве это не профориентация, которую можно проводить прямо на уроке?
В итоге, мои ученики стали интересоваться литературой не только в контексте изучаемого произведения, но и в том, как эти знания могут быть применены в их жизни.
Например, обсуждая правовую грамотность в рамках уроков литературы, мы с учениками подбирали юристов для героев с учетом их жизненных обстоятельств и имеющихся юридических специализаций. Мне удалось не только подчеркнуть значимость ситуаций, которые описаны в классических произведениях, для дальнейшей жизни учеников, но и создать возможности для развития их навыков в правовом поле. И разве это не профориентация, которую можно проводить прямо на уроке?
В итоге, мои ученики стали интересоваться литературой не только в контексте изучаемого произведения, но и в том, как эти знания могут быть применены в их жизни.

Что пока не получается
Конечно, не обходится без трудностей. Я заметила, что мои ученики не всегда готовы воспринимать новые методы, размышлять и давать ответы на вопросы, которые изначально не имеют правильных или неправильных ответов.
Также, подготовка подобных уроков требует и времени, и ресурсов, которых не всегда достаточно. Например, по правовой грамотности трудно найти материалы, адаптированные для учеников и школьной программы. Нужно многое адаптировать под свои уроки, под их содержание, что требует от самих учителей более уверенного владения правовыми компетенциями.
Также, подготовка подобных уроков требует и времени, и ресурсов, которых не всегда достаточно. Например, по правовой грамотности трудно найти материалы, адаптированные для учеников и школьной программы. Нужно многое адаптировать под свои уроки, под их содержание, что требует от самих учителей более уверенного владения правовыми компетенциями.
Как важны единомышленники
Важно, чтобы все уроки в школе были выстроены в одной логике. И здесь необходима поддержка со стороны администрации и коллег. Нам следует объединить усилия для успешного внедрения новых практик в учебный процесс.
Хорошо, что мы с коллегами делимся наработками уроков, различными идеями, без такой поддержки достаточно сложно внедрять новые подходы в свою работу.
Хорошо, что мы с коллегами делимся наработками уроков, различными идеями, без такой поддержки достаточно сложно внедрять новые подходы в свою работу.
Какие изменения я стала замечать
Несмотря на обозначенные трудности, я замечаю позитивные изменения как у себя, так и у учеников. Я увидела своих учеников другими — увлеченными, заинтересованными, у них «загорелись» глаза! Ребята не просто учатся, они начинают осознанно подходить к своей учебе, сопоставляя знания с реальной жизнью. Такая реакция учеников в свою очередь, мотивирует и меня искать новые идеи для уроков, разрабатывать различные мероприятия во внеурочное время.
Что нужно, чтобы достичь результатов Проекта
Я верю, что данный проект может значительно изменить подход к образованию в нашем регионе. Важно, чтобы такие инициативы имели реальную поддержку на уровне администрации, а также включали расширенный обмен опытом и организация совместных мероприятий для повышения интереса к учебе у подростков. Особенно это важно для нашей школы и наших учеников.
А еще важно увидеть реальные результаты Проекта, всех усилий, которые прикладывают сейчас и учителя, и дети. Тогда точно методы развития различных грамотностей на уроке, навыков работы на проектными заданиями останутся в практике школ региона!
Для меня образование — это не просто передача знаний, это формирование личности. Я рада, что в Проектах, подобных этому, мы не только учим детей быть грамотными, но и формируем у них навыки критического мышления и активного участия в жизни общества. Важно помнить: изменения всегда возможны, если есть желание и упорство. Трудности есть, но они преодолимы. Впереди много работы, и я с нетерпением жду новых возможностей, которые сделают нас сильнее.
Это пост Проекта социального воздействия в сфере образования в Камчатском крае. Совсем скоро мы опубликуем новые интервью с учителями, участвующими в проекте. Следите за нашими социальными сетями!
А еще важно увидеть реальные результаты Проекта, всех усилий, которые прикладывают сейчас и учителя, и дети. Тогда точно методы развития различных грамотностей на уроке, навыков работы на проектными заданиями останутся в практике школ региона!
Для меня образование — это не просто передача знаний, это формирование личности. Я рада, что в Проектах, подобных этому, мы не только учим детей быть грамотными, но и формируем у них навыки критического мышления и активного участия в жизни общества. Важно помнить: изменения всегда возможны, если есть желание и упорство. Трудности есть, но они преодолимы. Впереди много работы, и я с нетерпением жду новых возможностей, которые сделают нас сильнее.
Это пост Проекта социального воздействия в сфере образования в Камчатском крае. Совсем скоро мы опубликуем новые интервью с учителями, участвующими в проекте. Следите за нашими социальными сетями!
Телеграм-канал проекта: https://t.me/kamchatka_traektorii
Группа ВКонтакте: https://vk.com/kamchatka_traektorii
Официальный сайт проекта: https://kamchatkapsv.ru/
#образованиевлицах #школьнаямотивация #профориентация #учительскийопыт #развитиенавыков #новыеподходы #проектнаяработа #мотивацияучеников #методикаобучения