Проект о грамотностях
Проект социального воздействия в Камчатском крае
Просто о важном: цифровая, финансовая и правовая грамотность через игры, уроки и практику.
Учите, обсуждайте, применяйте — вместе с детьми.
Грамотности — это
Это знания и умения, которые нужны каждому в современной жизни. Сегодня это широкий набор жизненных навыков, которые помогают детям ориентироваться в современном мире. Эти знания дополняют школьную программу и учат принимать взвешенные решения, защищать себя и строить ответственную взрослую жизнь.
Примеры цифровой, правовой и финансовой грамотностей
  • Кейс
    Как платить за онлайн-курсы безопасно
    Описание
    🔍 Проблема: хотел купить курс по дизайну, не знал, можно ли доверять сайту.
    🧩 Что сделал: проверил отзывы, нашёл официальную страницу, оплатил через защищённую систему.
    📘 Чему научился: как проверять надёжность сайтов и не попасться на мошенников.
  • Кейс
    Хотел устроиться — но предложили серую зарплату
    Описание
    🔍 Проблема: устроился подработать, но предложили получать деньги «в конверте».
    🧩 Что сделал: поговорил с родителями, понял риски, отказался. Позже нашёл место с официальным оформлением.
    📘 Чему научился: что такое «трудовой договор» и зачем он нужен даже подростку.
  • Кейс
    Хочу новый телефон — коплю сам
    Описание
    🔍 Проблема: не хотел просить у родителей — решил накопить.
    🧩 Что сделал: завёл копилку, начал подрабатывать, сравнивал цены и искал скидки.
    📘 Чему научился: что такое финансовая цель и как к ней идти постепенно.
Об исследовании: зачем школьнику правовая и финансовая грамотность?

Исследование помогло понять, в каких реальных ситуациях подросткам нужны правовые и финансовые навыки

🔎 Подробнее о целях и результатах рассказывает Александра Михайлова, старший научный сотрудник и руководитель Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Об исследовании
Главное из видео
О чём речь?

В рамках Проекта социального воздействия провели исследование: у подростков спрашивали о случаях из жизни, где им приходилось разбираться с деньгами, документами, работой, выбором школы и профессии.

Речь не шла о сухих терминах. Подростки рассказывали реальные истории, где без знаний в области финансов и права было бы сложно справиться.

Что показало исследование?

  • Многие подростки начинают подрабатывать ещё до окончания школы. Это может быть официальная работа или неформальная занятость.
  • Встречаются ситуации, когда ребята требуют с арендодателей заключить договор, а не просто договариваются «на словах».
  • Некоторые подростки рассказывали, как меняли школу — и воспринимали это спокойнее, чем выбор профессии после 9 или 11 класса.
Всего в рамках исследования собрано 50 жизненных ситуаций, с которыми сталкивались подростки. Каждая из историй — это отдельный случай: возникла проблема, человек пытался её решить, и в итоге получил какой-то результат.

Почему это важно?

Такие примеры можно использовать на уроках, чтобы объяснять школьникам, как финансовая и правовая грамотность помогает в жизни. Если подросток узнаёт в задании себя или своих друзей — он воспринимает материал по-другому. Это не абстрактные темы вроде «что такое налог», а настоящие истории: работа, жильё, документы, переводы между школами, семейные трудности.

Что планируется дальше?

На основе этих ситуаций создаются учебные материалы для школ — с понятными примерами, основанными на жизни местных подростков. Это поможет:
  • сделать уроки ближе к реальности;
  • повысить интерес у детей;
  • и главное — дать знания, которые пригодятся.

Что стоит знать родителям и учителям

  • Подростки уже вовлечены в «взрослые» ситуации — и важно, чтобы они были к ним готовы.
  • Школьные предметы, которые учат разбираться в правах, деньгах и работе, становятся неотъемлемой частью воспитания.
  • Настоящие примеры из жизни помогают говорить с детьми о сложном — понятно, спокойно и с уважением к их опыту.
Методические материалы
Финансовая грамотность
  1. Единая рамка компетенций по финансовой грамотности [ссылка]
  2. Рабочая тетрадь по финансовой грамотности [ссылка]
  3. Материалы прошлого года по финансовой грамотности: презентации и записи вебинаров [ссылка]
  4. Сайт «Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» [ссылка]
Правовая грамотность
  1. Единая рамка компетенций по правовой грамотности [ссылка]
  2. Рабочая тетрадь по правовой грамотности [ссылка]
  3. Материалы прошлого года по правовой грамотности: презентации и записи вебинаров [ссылка]
Профессиональные обучающиеся сообщества
  1. Шаблоны документов ПОС [ссылка]
  2. Методические разработки для анализа и адаптации [ссылка]
Рекомендуемая литература [ссылка]