Формирование цифровой, правовой и финансовой грамотности
с учетом контекста Камчатского края

Проект социального воздействия в сфере образования в Камчатском крае
Успешная профессиональная самореализация невозможна без ключевых компетенций, выходящих за рамки традиционного образования. Стремясь помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии и стать успешными в родном регионе, проект социального воздействия особое внимание уделяет развитию цифровой, правовой и финансовой грамотности.

Грамотность в широком смысле — это не просто умение читать и писать, а способность человека понимать, анализировать и применять информацию в различных сферах жизни. Выпускнику необходимы специализированные виды грамотности, которые помогают ориентироваться в сложном мире и принимать обоснованные и безопасные решения.

Цифровая, правовая и финансовая виды грамотности не просто дополняют основное образование, но становятся необходимым условием для полноценного включения выпускников в экономику региона и реализации их потенциала.
В рамках проекта социального воздействия в Камчатском крае мы развиваем три вида грамотности
Как мы помогаем школам Камчатского края развивать базовые виды грамотности

Рекомендации для школ, которые хотят формировать цифровую, правовую и финансовую грамотность

  • 1. Создание школьной команды
    сформируйте междисциплинарную команду педагогов, включающую учителей различных предметов и администрацию школы
  • 2. Разработка программы
    составьте комплексный план внедрения элементов правовой и финансовой грамотности в учебный процесс с учетом возрастных особенностей учащихся
  • 3. Интеграция в предметы
    определите возможности включения элементов правовой и финансовой грамотности в различные учебные дисциплины
  • 4. Внеурочная деятельность
    организуйте кружки, клубы и проектные группы по финансовой и правовой грамотности
  • 5. Практико-ориентированный подход
    используйте кейсы из реальной жизни, деловые игры и практические задания для формирования навыков
  • 6. Взаимодействие с родителями
    проводите тематические родительские собрания и совместные мероприятия для повышения грамотности всей семьи
  • 7. Сотрудничество с профессионалами
    приглашайте юристов, финансистов и других специалистов для проведения мастер-классов и лекций
  • 8. Участие в конкурсах
    мотивируйте учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах по финансовой и правовой грамотности
  • 9. Цифровые ресурсы
    используйте современные образовательные платформы и приложения для повышения интереса учащихся
  • 10. Мониторинг результатов
    регулярно оценивайте эффективность внедряемых мероприятий и корректируйте программу
  • 11. Использование регионального контекста
    включайте в образовательный процесс примеры и ситуации, связанные с экономикой, правовой системой и культурными особенностями Камчатского края
  • 12. Обмен опытом
    организуйте регулярные встречи педагогов для обмена успешными практиками и методическими находками
Результаты промежуточного мониторинга уровня грамотности

Институт образования разрабатывает специализированные компьютерные тесты сценарного типа (complex performance tasks) для измерения уровня цифровой, правовой и финансовой грамотности на трех уровнях: ниже базового – базовый – выше базового.


Участие в мониторинге приняли участие учащиеся 8 и 10 классов в 28 школах Камчатского края

Ученики, которые участвовали в проектной деятельности, лучше справились с заданиями
По отзывам педагогов
  • 42%

    успешно смогли интегрировать полученные знания в свою практику
  • 57%

    положительно оценивают результативность работы в команде (профессиональном обучающемся сообществе)
  • 94%

    увидели изменения в учащихся, участвующих в проектной деятельности: активность, навыки коммуникации, интерес к профессиям
50+ жизненных ситуаций,
в которых потребовалось применение правовой и финансовой грамотности
как основа для разработки уроков
Мы провели интервью с выпускниками школ Камчатки, чтобы выявить и систематизировать жизненные ситуации, с которыми сталкиваются старшеклассники и которые требуют применения знаний в области права и финансов. Эти примеры являются основой для разработки учебных заданий, направленных на повышение правовой и финансовой грамотности на школьных уроках. В ходе исследования были обнаружены разнообразные ситуации, включая трудоустройство, случаи буллинга в школе, мошенничество в интернете и многие другие.
Подробнее о целях и результатах рассказывает Александра Михайлова, старший научный сотрудник и руководитель Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Разработки уроков для развития правовой и финансовой грамотности учащихся 7-11 классов на основе жизненных ситуаций и с учетом контекста Камчатского края
  • 21 урок по математике, истории, русскому языку и литературе
    Скачать
  • 10 интегрированных уроков (история, обществознание, математика, география, геометрия, биология, литература)
    Скачать
  • 3 сценария занятий
    Скачать
  • 1 сценарий
    Скачать
  • 24 отдельных задания по математике, обществознанию, литературе, русскому и иностранному языку
    Скачать
Полезные сервисы для развития цифровой грамотности
  • tuerchen.com - создание адвент-календарей[ссылка]
  • pruffme - онлайн-доска для совместной работы [ссылка]
  • SUNO - генерации треков и песен по описанию [ссылка]
  • SteosVoice - озвучка текстов [ссылка]
  • @QuizBot - телеграм-бот для создания тестов [ссылка]
  • Jasondavies - облако слов из текста [ссылка]
  • Interacty - ветвящиеся сценарии [ссылка]
Эксперты
Михайлова Александра Михайловна
кандидат наук об образовании , руководитель лаборатории проектирования содержания образования Института Образования НИУ ВШЭ
Климова Елена Владимировна
эксперт лаборатории проектирования содержания образования Института Образования НИУ ВШЭ, Заслуженный работник общего образования МО
Петракова Марина Сергеевна
кандидат юридических наук, преподаватель факультета права департамента публичного права НИУ ВШЭ
Леушина Дарья Сергеевна
заместитель начальника отдела организации обучения педагогов Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности
Дворецкая Ирина Владимировна
кандидат наук об образовании, магистр прикладной математики и информатики, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ
Карлов Иван Александрович
кандидат технических наук, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, советник проректора НИУ ВШЭ
Савицкий Кирилл Леонидович
ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования, магистр по специальности "Государственное и муниципальное управление", научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ
Никифорова Ольга Вячеславовна
стажер-исследователь Лаборатории цифровой трансформации образования, магистр по специальности "Государственное и муниципальное управление"