Проект о грамотностях
Проект социального воздействия в Камчатском крае
Просто о важном: цифровая, финансовая и правовая грамотность через игры, уроки и практику.
Учите, обсуждайте, применяйте — вместе с детьми.
Что такое грамотность? Чем она отличается от привычных знаний, умений и навыков?
Грамотности — это знания и умения, которые нужны каждому в современной жизни. Сегодня это широкий набор жизненных навыков, которые помогают детям ориентироваться в современном мире. Эти знания дополняют школьную программу и учат принимать взвешенные решения, защищать себя и строить ответственную взрослую жизнь.
В проекте социального воздействия в Камчатском крае
мы развиваем три вида грамотности
Примеры цифровой, правовой и финансовой грамотностей
  • Кейс
    Как платить за онлайн-курсы безопасно
    Описание
    🔍 Проблема: хотел купить курс по дизайну, не знал, можно ли доверять сайту.
    🧩 Что сделал: проверил отзывы, нашёл официальную страницу, оплатил через защищённую систему.
    📘 Чему научился: как проверять надёжность сайтов и не попасться на мошенников.
  • Кейс
    Хотел устроиться — но предложили серую зарплату
    Описание
    🔍 Проблема: устроился подработать, но предложили получать деньги «в конверте».
    🧩 Что сделал: поговорил с родителями, понял риски, отказался. Позже нашёл место с официальным оформлением.
    📘 Чему научился: что такое «трудовой договор» и зачем он нужен даже подростку.
  • Кейс
    Хочу новый телефон — коплю сам
    Описание
    🔍 Проблема: не хотел просить у родителей — решил накопить.
    🧩 Что сделал: завёл копилку, начал подрабатывать, сравнивал цены и искал скидки.
    📘 Чему научился: что такое финансовая цель и как к ней идти постепенно.
Об исследовании: зачем школьнику правовая и финансовая грамотность?

Исследование помогло понять, в каких реальных ситуациях подросткам нужны правовые и финансовые навыки

🔎 Подробнее о целях и результатах рассказывает Александра Михайлова, старший научный сотрудник и руководитель Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Об исследовании
Главное из видео
О чём речь?

В рамках Проекта социального воздействия провели исследование: у подростков спрашивали о случаях из жизни, где им приходилось разбираться с деньгами, документами, работой, выбором школы и профессии.

Речь не шла о сухих терминах. Подростки рассказывали реальные истории, где без знаний в области финансов и права было бы сложно справиться.

Что показало исследование?

  • Многие подростки начинают подрабатывать ещё до окончания школы. Это может быть официальная работа или неформальная занятость.
  • Встречаются ситуации, когда ребята требуют с арендодателей заключить договор, а не просто договариваются «на словах».
  • Некоторые подростки рассказывали, как меняли школу — и воспринимали это спокойнее, чем выбор профессии после 9 или 11 класса.
Всего в рамках исследования собрано 50 жизненных ситуаций, с которыми сталкивались подростки. Каждая из историй — это отдельный случай: возникла проблема, человек пытался её решить, и в итоге получил какой-то результат.

Почему это важно?

Такие примеры можно использовать на уроках, чтобы объяснять школьникам, как финансовая и правовая грамотность помогает в жизни. Если подросток узнаёт в задании себя или своих друзей — он воспринимает материал по-другому. Это не абстрактные темы вроде «что такое налог», а настоящие истории: работа, жильё, документы, переводы между школами, семейные трудности.

Что планируется дальше?

На основе этих ситуаций создаются учебные материалы для школ — с понятными примерами, основанными на жизни местных подростков. Это поможет:
  • сделать уроки ближе к реальности;
  • повысить интерес у детей;
  • и главное — дать знания, которые пригодятся.

Что стоит знать родителям и учителям

  • Подростки уже вовлечены в «взрослые» ситуации — и важно, чтобы они были к ним готовы.
  • Школьные предметы, которые учат разбираться в правах, деньгах и работе, становятся неотъемлемой частью воспитания.
  • Настоящие примеры из жизни помогают говорить с детьми о сложном — понятно, спокойно и с уважением к их опыту.
Институт образования помогает школам Камчатского края развивать базовые виды грамотности
  • -1-
    Обучаем педагогов онлайн



    Материалы курсов ПК
  • -2-
    Встраиваем новое содержание в предметные уроки и внеурочную деятельность
  • -3-
    Организуем работу школьных обучающихся сообществ
  • -4-
    Вовлекаем подростков в проектную деятельность
Рекомендации для школ, которые хотят формировать цифровую, правовую и финансовую грамотность

1. Создание школьной команды — сформируйте междисциплинарную команду педагогов, включающую учителей различных предметов и администрацию школы


2. Разработка программы — составьте комплексный план внедрения элементов правовой и финансовой грамотности в учебный процесс с учетом возрастных особенностей учащихся


3. Интеграция в предметы — определите возможности включения элементов правовой и финансовой грамотности в различные учебные дисциплины


4. Внеурочная деятельность — организуйте кружки, клубы и проектные группы по финансовой и правовой грамотности


5. Практико-ориентированный подход — используйте кейсы из реальной жизни, деловые игры и практические задания для формирования навыков


6. Взаимодействие с родителями — проводите тематические родительские собрания и совместные мероприятия для повышения грамотности всей семьи


7. Сотрудничество с профессионалами — приглашайте юристов, финансистов и других специалистов для проведения мастер-классов и лекций


8. Участие в конкурсах — мотивируйте учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах по финансовой и правовой грамотности


9. Цифровые ресурсы — используйте современные образовательные платформы и приложения для повышения интереса учащихся


10. Мониторинг результатов — регулярно оценивайте эффективность внедряемых мероприятий и корректируйте программу


11. Использование регионального контекста — включайте в образовательный процесс примеры и ситуации, связанные с экономикой, правовой системой и культурными особенностями Камчатского края


12. Обмен опытом — организуйте регулярные встречи педагогов для обмена успешными практиками и методическими находками


Наш опыт показывает, что системный подход к внедрению правовой и финансовой грамотности в образовательный процесс с учетом региональной специфики позволяет не только повысить уровень знаний учащихся в этих областях, но и сформировать у них ключевые компетенции, необходимые для успешной адаптации в современном обществе и активного участия в социально-экономическом развитии Камчатского края.

Уровень грамотности можно измерить, но не обычными, а специальными – сценарными тестами
Институт образования разрабатывает специализированные компьютерные тесты сценарного типа (complex performance tasks) для измерения уровня базовых видов грамотности:
ниже базового – базовый – выше базового
Результаты мониторинга грамотности у учащихся школ, участвующих в проекте социального воздействия
Участие в проектной деятельности положительно связано с уровнем грамотности
По отзывам педагогов

42% учителей успешно смогли интегрировать полученные знания в свою практику

57% учителей положительно оценивают результативность работы в команде (профессиональном обучающемся сообществе)

94% педагогов увидели изменения в учащихся, участвующих в проектной деятельности: активность, навыки коммуникации, интерес к профессиям

Исследование жизненных ситуаций
Мы провели интервью с выпускниками школ Камчатки, чтобы выявить и систематизировать жизненные ситуации, с которыми сталкиваются старшеклассники и которые требуют применения знаний в области права и финансов. Эти примеры являются основой для разработки учебных заданий, направленных на повышение правовой и финансовой грамотности на школьных уроках. В ходе исследования были обнаружены разнообразные ситуации, включая трудоустройство, случаи буллинга в школе, мошенничество в интернете и многие другие.
Разработки уроков для развития правовой и финансовой грамотности с учетом контекста Камчатского края
Инструменты для развития цифровой грамотности
Эксперты
Михайлова Александра Михайловна
кандидат наук об образовании , руководитель лаборатории проектирования содержания образования Института Образования НИУ ВШЭ
Климова Елена Владимировна
эксперт лаборатории проектирования содержания образования Института Образования НИУ ВШЭ, Заслуженный работник общего образования МО
Петракова Марина Сергеевна
кандидат юридических наук, преподаватель факультета права департамента публичного права НИУ ВШЭ
Леушина Дарья Сергеевна
заместитель начальника отдела организации обучения педагогов Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности
Дворецкая Ирина Владимировна
кандидат наук об образовании, магистр прикладной математики и информатики, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ
Карлов Иван Александрович
кандидат технических наук, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, советник проректора НИУ ВШЭ
Савицкий Кирилл Леонидович
ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования, магистр по специальности "Государственное и муниципальное управление", научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ
Никифорова Ольга Вячеславовна
стажер-исследователь Лаборатории цифровой трансформации образования, магистр по специальности "Государственное и муниципальное управление"