Промежуточные результаты проекта социального воздействия в сфере образования в Камчатском крае
Июнь 2025
Проект социального воздействия стартовал в ноябре 2023 и продлится до сентября 2026
Промежуточные результаты проекта были представлены 24 июня 2025 года в рамках встречи с Губернатором Камчатского края, министерством образования, участниками и партнерами проекта
В проекте участвуют управленческие команды, учителя и ученики 28 школ Елизовского, Мильковского районов и Петропавловска-Камчатского. Всего задействовано более 1200 ребят из 8-х и 10-х классов. Также в проекте задействованы более 30 партнеров: вузы, колледжи, бизнес и организации социальной сферы.

Цель проекта – повышение эффективности общего образования как социально-профессионального лифта, создание возможностей для позитивной социализации и самореализации обучающихся, в том числе за счет развития базовых видов грамотности. Цель проекта раскрывается в трех показателях. На слайде представлены промежуточные значения каждого показателя и общее значение индекса на старте проекта (базовое), промежуточное, а также выделено цветом целевое значение, которое по условиям проекта должно превышать базовое не менее, чем на 27%.
Для достижения целевых показателей Институт образования НИУ ВШЭ реализует три ключевых решения:

  1. Проектная деятельность как инструмент профориентации
  2. Формирование цифровой, правовой и финансовой грамотности с учетом контекста Камчатского края
  3. Профессиональное обучение школьников с использованием сетевой формы реализации программ

За 2024-2025 учебный год участникам удалось добиться значимых результатов по каждому направлению реализации проекта
1. Подростки получили опыт реализации практических проектов при поддержке внешних наставников
Проектная деятельность реализуется в соответствии с Порядком организации и проведения процедуры защиты проектов образовательно-профессионального маршрута (траектории) обучающимися 9 и 11 классов общеобразовательных организаций, участвующих в реализации проекта социального воздействия в сфере образования (утв. межведомственной рабочей группой 20.05.2024, протокол № П-43).

В основе лежит целостная модель проектирования личной образовательно-профессиональной траектории, которая состоит из трех этапов:
Пробное действие
Самостоятельное мини-исследование или блиц-проект по заданным задачам открытого типа с привязкой к местности

8 кл. 16 сент — 15 дек 2024
10 кл. 16 сент — 04 ноя 2024
1 этап
Командный проект
Групповые проекты под руководством трекеров и учителей-наставников по полному циклу:
Замысел > Реализация > Рефлексия

8 кл. 03 февр - 15 мая 2025
10 кл. 11 ноя - 31 января 2025
2 этап
Жизненный проект
Планирование образовательно- профессиональной траектории через анализ своего опыта, рынка труда и сферы проф.образования

8 кл. 01 сент - 01 дек 2025
10 кл. 17 февр - 30 сент 2025
3 этап
  • На этапе пробного действия ребята самостоятельно создали более 400 работ. Задания открытого типа представлены на странице
  • На этапе командного проекта было создано 130 команд, которые работали под руководством внешних трекеров и учителей-наставников. Часть команд выполняла проект по заказу от бизнес-партнеров. Ребята создали 130 уникальных проектов, значительная доля которых имела социальные результаты. Список треков и сопровождающих трекеров представлены на странице
  • Учащиеся 10 классов начали работу над своими жизненными проектами и представят их в сентябре 2025. Восьмиклассники начнут в сентябре и представят результаты в ноябре 2025. Методические материалы для педагогов по сопровождению жизненных проектов представлены на странице
Статистика участия учащихся базовых когорт в проектной деятельности
Для управления проектной деятельностью была создана структура
  • Проектный офис (в структуре Института образования НИУ ВШЭ)
  • Электронный сервис для навигации, оценки и контроля
  • 12 заказчиков (бизнес и соц.учреждения)
  • 20 экспертов-трекеров
  • 86 учителей-наставников
  • 20+ экспертов-представителей бизнеса и социальных учреждений
По обратной связи от учеников (340 ответов) видим, что модель работает
  • у 50% учеников тема командного проекта связана с выбором дальнейшей траектории;
  • у 27% учеников появились новые профессиональные или учебные цели после реализации командного проекта;
  • 85% учащихся высоко оценивают полезность взаимодействия с трекером;
  • 44% десятиклассников отметили, что «жизненный проект» уже помог им определиться с выбором траеткории
По оценкам экспертов удалось
  • вовлечь бизнес в качестве заказчиков и экспертов (более 30);
  • перейти от рефератов к продуктам и соц.результатам (100% из более чем 130 выполненных командных проектов);
  • подготовить 12 студентов-педагогов (КамГУ и Педколледж), которые проводили тренинги для старта командных проектов, подготовить 4 студентов КамГУ для сопровождения жизненных проектов десятиклассников;
  • вовлечь в позицию наставника 86 учителей
Список партнеров, вовлеченных в проект социального воздействия в различных ролях
АО «Океанрыбфлот», ООО «Агротек», Студия Фабрика, Русская классическая школа, Школа серфинга Snowave Kamchatka, Маркетинговое агентство IBG, Семейная школа «СО-Знание», Полиграфия «Типографъ», Магазин хороших книг и добрых игр «Бархатята», Центр профессий будущего, Детский развивающий центр «Кудряшики-Карандашики», Студия рисования «Этюд», Мильковский Центр социального обслуживания населения, КамГУ им. В.Беринга, КамчатГТУ, Педколледж, Кванториум, Движение первых, Камчатский краевой объединенный музей, АО «Заречное», КГБУ «Сыпучка», Камчатский филиал ФИЦ ЕГС РАН, Камчатский краевой художественный музей, Мильковская районная станция по борьбе с болезнями животных, КГКУ «КамчатТурСервис», Природный парк «Вулканы Камчатки», Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края, Камчатская краевая научная библиотека, ПАО «Камчатскэнерго», Росморпорт, АО «ЯМСЫ», АО «СВРЦ».

А также партнеры из других регионов: Образовательный центр Альфавиль, г. Москва, молодежное издание «ЛИФТ», г. Санкт-Петербург, «Музей на заводе», г. Сысерть, Свердловская область, образовательный центр «Точка будущего», г. Иркутск, Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана РАН, г. Москва, видеожурнал "Говорю как краевед", г. Санкт-Петербург.
Обратная связь от учителей, которые прошли курс
по проектной деятельности
  • 94%
    увидели изменения в учащихся, участвующих в проектной деятельности: активность, навыки коммуникации, интерес к профессиям
  • 53%
    отметили, что в их школе есть место и время, чтобы заниматься проектами
  • 57%
    отмечают недостаток времени, как значимую трудность для занятий проектной деятельностью
  • 67%
    высоко оценивают полезность этапа «Пробное действие» для учащихся
  • 76%
    высоко оценили полезность очного межшкольного тренинга по запуску командных проектов
  • 82%
    высоко оценили качество взаимодействия проектных команд с трекерами
Отзывы учителей и руководителей
Фото очных мероприятий
2. Положительная динамика уровня цифровой, правовой и финансовой грамотности
Была достигнута за счет двух основных инструментов:

1. Проведение предметных уроков. Учителя встраивали новое содержание в программы своих предметов, осваивали новые формы организации учебной деятельности на уроке, совместно с коллегами проводили уроки, разработанные на основе жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются подростки Камчатки (всего эксперты НИУ ВШЭ разработали 33 занятия и 24 отдельных задания на развитие базовых видов грамотности).

2. Проектная деятельность, в которой ребята решали практические задачи, использовали цифровые инструменты и онлайн взаимодействовали с трекером.
Динамика результатов мониторинга по сравнению со стартовым замером
осень 2023 → весна 2025
Участие в проектной деятельности положительно связано с уровнем грамотности
Обратная связь от учителей, которые прошли курс
по правовой и финансовой грамотности
  • 42%
    считают, что достаточно успешно интегрировали полученные знания в свою педагогическую практику
  • 43%
    испытывают технические проблемы с доступом к онлайн-ресурсам
  • 86%
    отмечают недостаток времени для внедрения нового содержания
  • 30%
    регулярно интегрируют элементы правовой или финансовой грамотности в свои уроки
  • 51%
    высоко оценивают результативность работы в профессиональном обучающемся сообществе
Обратная связь от учителей, которые прошли курс
по цифровой грамотности
  • 46%
    добавили задания на цифровую грамотность в содержание своих уроков
  • 48%
    стали обращать внимание на проверку информации
  • 65%
    отмечают недостаток времени для внедрения нового содержания
  • 33%
    обсуждают цифровые риски с детьми
  • 56%
    хотели бы научиться работать с Искусственным интеллектом
  • 42%
    отмечают технические ограничения для развития цифровой грамотности
Отзывы учителей и руководителей
Фото очных мероприятий
3. Профессиональное обучение школьников с использованием сетевой формы реализации программ
В Елизовском и Мильковском районах есть объективные ограничения для реализации профессионального обучения, связанные с удаленностью территорий. Однако эксперты НИУ ВШЭ предложили школам доступный способ реализации, основанный на сетевом сетевой реализации программ, где в профобучении могут участвовать и учреждения профессионального образования, и школы, и допобразование, и бизнес в качестве стажировочной площадки. На текущий момент проведены переговоры с потенциальными участниками сетевых отношений, согласован перечень профессий, обеспечена поддержка министерства образования Камчатского края – все готово для запуска программ профобучения в новом 2025-2026 учебном году.
Обобщенные результаты обратной связи от школьных управленческих команд
73 ответа
Школы-лидеры, которые в 2024-2025 уч.году добились наиболее значимых результатов
  • МБОУ «Елизовская средняя школа № 7 им.Мамченкова»
  • КГОБУ «Мильковская средняя школа № 2»
  • МБОУ «Корякская средняя школа»
  • КГОБУ «Мильковская открытая сменная средняя школа»
  • КГОБУ «Мильковская средняя школа № 1»
Критерии оценки активности школ:

  • Доля учащихся с уровнем грамотности не ниже базового
  • Динамика уровня грамотности относительно стартового замера
  • Доля учащихся базовых когорт, вовлеченных в проектную деятельность
  • Вовлеченность педагогов в освоение содержания курсов ПК по тематике проектной деятельности, цифровой, правовой и финансовой грамотности
  • Реализация программ профессионального обучения
Выводы
  • На освоение новых форм работы уходит большое количество времени, что повышает и без того высокую нагрузку на руководителей и педагогов.

  • Около половины педагогов внедрили новые формы работы в свою практику. Почти все они отмечают позитивное влияние на учеников с точки зрения мотивации, формирования навыков коммуникации, самоорганизации, критического мышления, использования цифровых инструментов, а также повышение интереса к профессиям. Некоторые педагоги отмечают повышение академической успеваемости вследствие погружения в проектную деятельность.

  • Реальные изменения наблюдаются в 16 школах, где руководители приняли цели ПСВ и заняли управленческую позицию по отношению к проекту – сами погрузились в содержание, распределили обязанности, нашли место и время в расписании для проектной деятельности, цифровой, правовой и финансовой грамотности, обеспечили мотивацию педагогов, организацию и контроль процессов. В остальных школах есть отдельные педагоги, которые осваивают новые формы работы на личном энтузиазме.