Проект социального воздействия в Камчатском крае
Cетевые программы профессионального обучения старшеклассников
Информация для школ, которые готовы помогать старшеклассникам получить профессиональную квалификацию в период школьного обучения, чтобы усилить их позиции при выходе на рынок труда в Камчатском крае
Программы профессионального обучения, которые реализуются в школе, нужны для подготовки учащихся к осознанному выбору профессионального пути, успешной адаптации на рынке труда и получения опыта профессионального обучения и работы в школьный период.

Сетевая форма взаимодействия школы, других образовательных учреждений и предприятий позволяет получить доступ школы к ресурсам профессионального обучения, прохождению практики и стажировок школьниками, эффективно реализовать практико-ориентированное обучение востребованным профессиям в Камчатском крае. Получение профессии в школе дает молодым людям уверенность в своих силах, самостоятельность и ранний старт в построении профессиональной карьеры.
В этом разделе вы найдете
Механизм реализации сетевой программы
Школа может реализовывать программы профессионального обучения, используя сетевую форму взаимодействия между учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного профессионального образования, а также предприятиями-партнерами

В сетевом взаимодействии выделяются роли

  • базовая организация

    организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся принят на обучение…которая несет ответственность за реализацию сетевой образовательной программы, осуществляет контроль за участием организаций-участников в реализации сетевой образовательной программы.

    Например, ЦОПП и любой университет или колледж, которые имеют лицензию на профессиональное обучение
  • организация-участник

    принимающая участие в реализации сетевой образовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) научная организация, медицинская организация, организация культуры, физкультурноспортивная и т.д. Лицензия на профессиональное обучение не требуется.

    Например, школа, центр дополнительного образования, спортивная школа и др.
  • организация, обладающая ресурсами

    иная организация, обладающая ресурсами для осуществления образовательной деятельности по сетевой образовательной программе. Например, любое производственное предприятие или индивидуальный предприниматель. Лицензия НЕ требуется
Программу можно «собрать» из разных частей
«Сетевая образовательная программа может включать в себя части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей»
(Приказ Минобрнауки РФ № 882, Минпросвещения РФ № 391, п.3)
У каждой части программы – свой источник финансирования!
Например, программа дополнительного образования финансируется через навигатор дополнительного образования. Учебные предметы, элективные курсы – через государственное задание на реализацию основных общеобразовательных программ.
При этом заключается сетевой договор, в котором отражается
  • 1. Наименование базовой образовательной организации и организаций-партнеров
  • 2. Основные характеристики образовательной программы (вид, уровень и (или) направленность, характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов)
  • 3. Выдаваемый документ или документы об образовании или квалификации
  • 4. Объем ресурсов , используемых каждой образовательной организацией
  • 5. Распределение обязанностей между организациями
  • 6. Срок действий договора и др.
Примерный перечень профессий, актуальных для Камчатского края
В соответствии с приказом Минпросвещения РФ от 14 июля 2023 г. № 534 “Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение”
  • В сфере туризма
    • Помощник экскурсовода (гида)
    • Инструктор-проводник по пешеходному туризму и трекингу
    • Горничная
  • В сфере цифровых технологий
    • Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор) — в сфере информационной безопасности
    • Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин (системный администратор)
  • В сфере образования
    • Помощник воспитателя
    • Вожатый
  • В сфере добычи полезных ископаемых
    • Оператор БПЛА
    • Лаборант минералогического анализа
Как реализовать программу проф.обучения?
Пошаговая инструкция
  • Определить профессию, которую можно освоить
    Изучить запрос родителей и обучающихся, востребованность профессии на рынке труда
    1
  • Выбрать базовую организацию, у которой есть лицензия на профессиональное обучение
    2
  • Определить, нужно ли вовлечь дополнительных участников
    организацию-участника и/или ресурсную организацию. Например, учреждение дополнительного образования, предприятие или учреждение социальной сферы – рядом со школой
    3
  • Утвердить программу профессионального обучения
    Определить содержание, сроков освоения, требований к материальной базе, разработать контрольные материалы и формы проведения итоговых испытаний
    4
  • Определить источник финансирования
    Предлагаем использовать ресурс Навигатора дополнительного образования
    5
  • Согласовать со всеми сетевыми партнерами
    определить вклад каждого сетевого партнера и подписать договор о сетевой реализации программы
    6
  • Запустить программу
    обеспечить ресурсы, расписание, логистику учащихся, реализацию учебного процесса и оценку результатов
    7
Партнеры
КГАУ ДПО «Камчатский институт развития образования» - Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП)
Руководитель:
Владимир Рудольфович Штиф
ФГБУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»
Нач.отдела по работе с абитуриентами
Олег Юрьевич Гадецкий
КГПОБУ «Камчатский сельскохозяйственный техникум»
Заместитель директора
Станислав Игоревич Строганов
МБУ ДО «Центр Луч», г. Елизово
Директор
Татьяна Леонидовна Сидорова
ЦВСППВМ «ВОИН»
Руководитель направления
Ирина Сергеевна Медведева
При разработке решений мы опирались на нормативно-правовые документы
  • Закон РФ N 273-ФЗ “Об образовании в РФ”, статья 15 “Сетевая форма реализации образовательных программ”
  • Приказ Минобрнауки РФ № 882, Минпросвещения РФ № 391 от 05.08.2020 г. “Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ”
  • Приказ Минпросвещения РФ от 14 июля 2023 г. № 534 “Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение”
  • «Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия», Камчатский институт развития образования
Рекомендуем проверить возможность и внести корректировки в локальные акты школы
Не обязательно! – только при необходимости
Утвердить в школе новые локальные акты

1. Положение о сетевой форме реализации образовательных программ;
2. Приказ о создании рабочей группы по организации и сопровождению сетевой формы реализации образовательных программ;
3. Сетевая образовательная программа (ООП СОО);
4. Договор о сетевой форме реализации образовательной программы;
5. Приказ о зачислении;
6. Приказы об отчислении;
7. Приказы о завершении обучения по модулю (образовательной программе)
Внести изменения в локальные акты

1. Положение о правилах приёма учащихся
2. Положение о порядке и основании перевода, отчисления учащихся
3. Положение о режиме занятий учащихся
4. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся
5. Положение о внеурочной деятельности
6. Положение о ВСОКО
7. Правила внутреннего распорядка учащихся ОО
Правила внутреннего трудового распорядка работников ОО
Контакты
Аникеев Максим Владимирович
канд.пед.наук, разработчик образовательных систем, методист
Кухарев Антон Иванович
исполнительный директор проекта,
ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ