Курс повышения квалификации «Реализация и оценка эффективности интеграции правовой и финансовой грамотности в учебные программы в условиях Камчатского края»
это способность понимать и применять правовые нормы и принципы в повседневной жизни
Помогает подросткам принимать обоснованные решения, защищать свои интересы и действовать в соответствии с законом
Примеры →
Например, подросток сталкивается с конфликтом с одноклассником из-за недопонимания. Зная о правилах школьной дисциплины и процедурах разрешения споров, он обращается к учителю или школьному психологу для медиации. Это позволяет избежать эскалации конфликта и найти компромиссное решение.
Например, подросток получает отказ в доступе на мероприятие из-за возраста. Он знает свои права и, ознакомившись с правилами проведения мероприятия на официальном сайте организатора, обращается к руководству с просьбой пустить его, обосновывая свою позицию ссылками на правила
Например, подросток получает сообщение о «выигрыше» в лотерее, требующее отправить личные данные или деньги. Зная о распространенных схемах мошенничества, он не реагирует на сообщение и сообщает об этом родителям, а также обращается в правоохранительные органы.
Например, участвуя в школьном проекте по правам человека, подросток изучает последствия правонарушений и их влияние на общество. Это знание мотивирует его избегать нарушений и активно участвовать в правозащитных инициативах, таких как волонтерство в местных общественных организациях
Финансовая грамотность
это способность эффективно управлять своими финансами, принимать обоснованные решения и понимать основные финансовые концепции
Помогает осуществлять финансовое планирование, осознанно подходить к расходам, избегая импульсивных покупок, распознавать финансовые мошенничества, ориентироваться в банковских, страховых и инвестиционных продуктах
Примеры →
Финансово грамотный человек умеет составлять и придерживаться бюджета, что помогает контролировать доходы и расходы. Например, подросток может выделить часть карманных денег на сбережения, часть — на развлечения и часть — на необходимые покупки
Знание о важности сбережений и инвестициях позволяет человеку планировать будущее. Например, подросток может открыть сберегательный счет, чтобы накопить деньги на покупку телефона или поездку, а также изучить основы инвестирования в акции или фонды.
Финансово грамотный человек понимает, как работают кредиты и долги, а также риски, связанные с ними. Например, он вовремя погашает кредитные карты, чтобы избежать высоких процентов и ухудшения кредитной истории.
Распознавание мошеннических схем: финансовая грамотность включает умение распознавать признаки мошенничества, такие как слишком хорошие предложения или запросы личной информации. Это помогает подросткам избегать финансовых ловушек, таких как фишинг или инвестиционные схемы.
Безопасное использование онлайн-банкинга: знание основ кибербезопасности (например, использование сложных паролей и двухфакторной аутентификации) помогает защитить свои финансовые данные от киберпреступников.
Преподаватели курса
Михайлова Александра Михайловна
кандидат наук об образовании , руководитель лаборатории проектирования содержания образования Института Образования НИУ ВШЭ
Климова Елена Владимировна
эксперт лаборатории проектирования содержания образования Института Образования НИУ ВШЭ, Заслуженный работник общего образования МО
Петракова Марина Сергеевна
кандидат юридических наук, преподаватель факультета права департамента публичного права НИУ ВШЭ
Леушина Дарья Сергеевна
заместитель начальника отдела организации обучения педагогов Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности
Установочный вебинар по курсу. Преемственность содержания по правовой грамотности в 7 - 11 классах
Михайлова Александра Михайловна кандидат наук об образовании, магистр прикладной математики и информатики, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Петракова Марина Сергеевна кандидат юридических наук, преподаватель факультета права департамента публичного права НИУ ВШЭ
Анализ собственной педагогической деятельности, выстраивание траектории улучшений. Инструменты, организующие профессиональное развитие (Профессиональное обучающееся сообщество)
Михайлова Александра Михайловна, к.п.н., научный сотрудник лаборатории проектирования содержания образования Института Образования НИУ ВШЭ.
Климова Елена Владимировна, эксперт лаборатории проектирования содержания образования Института Образования НИУ ВШЭ
Провести предметный урок в ПОС, прислать его видеозапись и письменную рефлексию по уроку [шаблон документа] Сдать отчетные материалы [ссылка] [критерии оценки ] Памятка по организации работы ПОС [ссылка]
17 марта 2025
ЗАВЕРШЕНО
Методика решений интегративных заданий на занятиях по правовой грамотности, направленных на формирование функциональной грамотности
Петракова Марина Сергеевна кандидат юридических наук, преподаватель факультета права департамента публичного права НИУ ВШЭ
Уважаемые коллеги! Школьные профессиональные сообщества учащихся (ПОС) приглашают вас на серию открытых мероприятий, направленных на интеграцию правовой и финансовой грамотности в учебный процесс
Место проведения: КГОБУ "Мильковская средняя школа №2" (Камчатский край, село Мильково, Партизанская ул., 40) с переездом в КГОБУ "Мильковская средняя школа №1" (Камчатский край, село Мильково, Советская ул., 57) Подробное расписание и список приглашенных
Локация № 1. Место проведения: МБОУ «Паратунская СШ» (Камчатский край,село Паратунка, Нагорная ул., 30) с переездом в МБОУ "Термальненская СШ им. Героя РФ А.Н. Попова" (Камчатский край, Елизовский район, посёлок Термальный, улица Ленина, 12) Подробное расписание и список приглашенных Локация № 2. Место проведения: МБОУ "ЕСШ №9 им. Р.В. Федины" (Елизово, Котельная ул., 2) Подробное расписание и список приглашенных
Каждое задание оценивается по 10-балльной шкале. Для зачета необходимо набрать не менее 5 баллов по всем обязательным работам:
до 7 декабря 2024 - выполнить тест на знание теоретического материала по правовой грамотности [ссылка];
до 28 декабря 2024 - выполнить тест на знание теоретического материала по финансовой грамотности ссылка
до 31 января 2025 - сдать план по работе школьного ПОС (общий на всю школьную команду) ссылка;
до 5 марта 2025 - провести предметный урок в ПОС (один на всю школьную команду), прислать его видеозапись и письменную рефлексию[ссылка]; [критерии оценки]
до 31 марта 2025 - провести интегрированный урок в ПОС (один на всю школьную команду), прислать его видеозапись и письменную рефлексию [ссылка ]; [критерии оценки]
до 30 апреля 2025 - провести внеурочное мероприятие в ПОС (одно на всю школьную команду), прислать его видеозапись и письменную рефлексию [ссылка ]; [критерии оценки]
до 30 сентября 2025 - разработать 2 урока (отдельно по правовой и по финансовой грамотностям) с использованием интегративных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности (включая математическую и читательскую) [ссылка скоро станет доступна]
до 1 октября 2025 - выполнение теста по содержанию вебинаров (в случае их пропусков) [ссылка скоро станет доступна]
В ноябре 2025 - защита итоговых заданий.
Методические материалы
Финансовая грамотность
Единая рамка компетенций по финансовой грамотности [ссылка]
Рабочая тетрадь по финансовой грамотности [ссылка]
Материалы прошлого года по финансовой грамотности: презентации и записи вебинаров [ссылка]
Сайт «Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» [ссылка]
Правовая грамотность
Единая рамка компетенций по правовой грамотности [ссылка]